Так начинался Индустриальный район

Последний дом деревни Балатово. Фото В. РеймерсаИндустриальный район – самый молодой район г. Перми. И как любой район, как и всякий город, он имеет не только свою историю, которая, чаще всего, пишется с момента официального утверждения этой территории в данном статусе, но и свою предысторию, которая, как правило, уходит в глубь тысячелетий. Не стал исключением и Индустриальный, седьмой по счету, район г. Перми. Так, на его территории находятся археологические памятники, начиная с VIII–IV тыс. до н. э. и заканчивая периодом русской колонизации края и Петровских реформ.
Но мы обратимся к более близкому времени.

6 августа 1936 г. газета «Звезда» сообщила о том, что по решению Пермского горсовета и Свердловского облисполкома в г. Перми организуются три районных Совета: Ленинский, Сталинский (в настоящее время – Свердловский), Кагановичский (позже – Дзержинский). В состав последнего входила территория современного Индустриального района. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны территория, которую ныне занимает Индустриальный район, представляла собой пустырь, заросший кустарником. Часть земель была распахана под колхозные поля, часть – под частные огороды. К югу от Казанского тракта находилась деревня Балатово, а вдоль Карпинского тракта по направлению к Бахаревскому аэродрому – деревни Зяблово, Кабаи. Поближе к аэродрому – селение Ераничи и деревня Андроново.

По Карпинскому тракту располагались двухэтажные деревянные дома, построенные заводом им. Ф. Э. Дзержинского, а рядом с питомником, ближе к Бахаревке, строилось Военное авиационно-техническое училище (позже – имени Ленинского комсомола, ныне здесь Пермская специальная школа Министерства юстиции Российской Федерации).

Деревня Балатово находилась к югу от Казанского тракта и имела 25 домов. У Казанского тракта стояла кузница, а последним домом, примыкавшим к двум озерам и заболоченной долине, стоял единственный каменный дом с возвышением вроде каланчи. Переход через болото был сделан из простых досок.

Поселок Балатово (в отличие от деревни, получившей название Старое Балатово) располагался выше улицы Ишимбаевской (ныне – ул. Космонавта Беляева), барачные кварталы которого делились на зоны. Кстати, основные
учреждения культуры поселка Балатово находились в бараках – клубы «Нефтяник» и «Дружба». Единственный кинотеатр «Урал» был летним. Он являлся филиалом кинотеатра «Победа», свою работу начал демонстрацией цветного художественного фильма «Девичья весна». Покрытый брезентом, он простоял недолго на углу Казанского тракта и улицы Таллинской (в настоящее время – шоссе Космонавтов и ул. Космонавта Леонова). Широкоэкранный кинотеатр «Мир» (его вначале предполагалось назвать кинотеатр «Спартак») принял первых зрителей в октябре 1963 г. Увы, недавно его снесли.

Лицо Индустриального района, территориальным центром которого явилось Балатово, определил Пермский нефтеперерабатывающий завод (ПНПЗ), впоследствии – комбинат им. XXIII съезда КПСС, ныне – ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС), официальной датой открытия которого считается 5 ноября 1958 г. – день выпуска первой товарной продукции – мазута. Строительство ПНПЗ велось на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13 августа 1950 г. Проектировщики остановились на огромном пустыре, частично облесенном, между деревнями Осенцы и Гамово. Уточнение проекта заняло весь 1951 г. Только в конце этого года начался организационный период строительства.

Возведение ПНПЗ – будущего гиганта нефтехимической промышленности, равно как и Военного авиационно-технического училища осуществлялось силами заключенных ГУЛАГа. Читаем в исторической справке журналиста и краеведа М. С. Альперовича: «Было решено создать подразделение МВД с типовой организацией военизированного строительного района с основным контингентом рабочих из заключенных, имевшихся в уже построенных бараках
по Карпинскому тракту, с политотделом и другими учреждениями. Для обеспечения инженерно-техническим составом было решено перебросить отряд специалистов МВД, работавших в Ангарске Иркутской области, где строился завод родственного типа». «Другой лагерь, – рассказывает М. В. Куталова, ветеран ПНОСа, – располагался в Осенцах, его обитатели вели в то время основные земляные работы на месте будущего завода. Позже Балатовский лагерь закрыли, заключенных перевели в Осенцы». Так в Прикамье было создано еще одно подразделение ГУЛАГа – «Молотовстрой».

Но привлечение к строительству заключенных себя не оправдало: только вывод их на работу к месту будущего строительства отнимал несколько часов ежедневно, и труд был не эффективным по производительности. Все это привело к необходимости создания общегражданского типа строительства. Правда, первое время кадры для строительства формировались из тех заключенных, у которых заканчивались сроки, и вольнонаемных со стороны.
Решению кадровой проблемы помог ЦК ВЛКСМ. По комсомольским путевкам с Северного Кавказа был направлен 861 человек57. «Для строительства это было настоящим даром. Сразу вздохнули легче, – с удовлетворением отмечал М. С. Альперович. – Эта тысяча комсомольцев и стала основным костяком на все последующие годы строительства завода. Многие из них стали квалифицированными рабочими, техниками, многие из них заслужили нfграды и поощрения, вспомним хотя бы прославленную бригаду А. П. Мандзюк и ее подруг, сама она кавалер нескольких орденов и медалей». Вскоре А. П. Мандзюк была удостоена и звания «Заслуженный строитель РСФСР».

Инженерно-технический персонал и заключенные – основные строители завода – жили во временных бараках. Чтобы приблизить рабочую силу к месту строительства, в качестве жилья использовали палатки. И только позже в Осенцах стали возводить поселок из каркасно-засыпных домов, капитальное строительство начали в аварийном поселке (так его тогда называли, предполагая разместить в нем рабочих и служащих, занятых на аварийных и спасательных работах, ныне это поселок Первомайский). 

Одновременно в Балатово начали строить так называемые ляминские двухэтажные засыпные оштукатуренные дома. Они возводились по улицам Качалова и Рязанской и по мере готовности заселялись инженерно-техническим персоналом и квалифицированными рабочими.

Улица Мира в районе Трамвайного парка на ул. 9-го Мая. Фото В. РеймерсаВ конце 1953 г. начали строить каменные многоэтажные жилые дома, сначала четырех-, а потом пятиэтажные. В этом же году был построен и начал действовать первый в Балатово киоск «Союзпечати». На четной стороне улицы Мира (между улицами Космонавта Леонова и Качалова) были сданы два общежития – женское и мужское. Местные острословы прозвали их «Париж» и «Лондон». Интересный факт, о котором мало кто знает: в сентябре 1959 г. на углу улиц Мира и Качалова киностудия имени М. Горького вела съемки эпизодов художественного фильма «Бессонная ночь» (режиссер И. М. Анненский). Фильм вышел на экраны в 1960 г., в нем снимались такие звезды советского кино, как Евгений Самойлов, Юрий Соломин и другие.

В 1955 г. началось строительство Больничного городка (ныне – МСЧ № 9 им. М. А. Тверье). В 1956 г. построено здание школы № 102, в 1959-м – столовая для рабочих, позже переоборудованная под ресторан «Вечер», потом под столовую № 5 – комбинат школьного питания. К сожалению, здания столовой больше нет: несколько лет назад его снесли, теперь здесь пустырь, огороженный забором.

Доброй репутацией у жителей района пользовалась Балатовская баня на улице Одоевского (увы, в настоящее время нет и ее). На улице Ишимбаевской, переименованной в улицу Космонавта Беляева, находился хлебозавод, введенный в строй в 1961 г., за продукцией которого в Балатово долгие годы приезжали горожане из центральных районов Перми. Событием стало открытие первого в Балатово гастронома на углу улиц Мира и Таллинской (ныне – ул. Космонавта Леонова). Всех поразила новинка в торговом обслуживании – наличие в гастрономе кассовых аппаратов.

В июне 1964 г. была сдана первая очередь строящейся Пермской печатной фабрики Гознака. Вокруг фабрики постепенно складывался поселок печатников со своей ярко выраженной инфраструктурой. Силами «гознаковцев» возводились жилые дома, детские сады, школы, магазины. В 1974 г. на перекрестке шоссе Космонавтов и улицы Советской Армии был построен Дворец культуры Пермской печатной фабрики Гознака, в настоящее время – Пермский Дом народного творчества, второй в районе после Дворца культуры им. Ю. А. Гагарина, сданного в эксплуатацию нефтепереработчиками на два года раньше. 

В конце 1960-х гг. в Балатово появились девятиэтажки, свечками выстроившиеся вдоль шоссе Космонавтов. В 1970–1980-е гг. домами повышенной этажности застраивался новый микрорайон – Нагорный. Позже, уже в 1990-е гг., в районе стали возводиться шестнадцатиэтажные дома. 

Одновременно со строительством ПНПЗ строились вспомогательные производства и другие промышленные объекты и предприятия района: заводы электротехнический, сборного железобетона, авторемонтный, ТЭЦ № 9 и другие.

Шло и дорожно-транспортное строительство. Так, была проведена железнодорожная ветка, находившаяся в ведении МВД, от станции Бахаревка до строительной площадки; сдан в эксплуатацию мост через железнодорожное
полотно по Карпинскому тракту; проложены 17-километровые трамвайные пути, соединившие ПНПЗ с поселком Балатово. Чуть позже на улице 9-го Мая, на месте бывшего здесь ипподрома, было построено трамвайное депо № 2 «Балатово». Трамвайный маршрут проходил по огромным незастроенным территориям, вдоль огородов и полей. И чтобы трамвайные пути не заносило снегом, зимой их огораживали деревянными щитами и заборами. По маршруту ходили старые трехвагонные «двойки». По утрам и после рабочего дня пассажиры штурмом брали трамваи, до отказа набиваясь в вагоны, многие ехали на подножках и даже на крыше. И лишь в 1975 г. в Осенцы стал ходить скоростной трамвай. Любопытно и другое: по мере застройки улицы Мира перемещалось и трамвайное кольцо. Вначале оно находилось напротив теперешнего районного Управления внутренних дел на улице Таллинской (ныне – ул. Космонавта Леонова), позже его перенесли к ипподрому, а теперь передвинули еще дальше, к школе № 107.

Решению транспортной проблемы способствовало открытие троллейбусного маршрута по Казанскому тракту (ныне – шоссе Космонавтов). Он связал Балатово с центром города – от ипподрома до площади Дружбы. Как писал в 1964 г. краевед С. Ф. Николаев, это расстояние – около 13 километров – машины покрывали за 41 минуту, делая в пути 12 остановок. Увы, с изменением транспортной схемы канул в Лету и троллейбусный маршрут.

Ранее, в декабре 1957 г., был открыт аэропорт местных авиалиний – Бахаревский. Он связал областной центр с отдаленными и труднодоступными населенными пунктами Прикамья. К сожалению, в 2002 г. Бахаревский аэропорт закрыли, а территорию аэродрома предполагают застроить высотными домами. Правда, пока проект застройки «заморожен». А бывший аэропорт Бахаревка стал местом регулярного проведения музыкального фестиваля «Rock-Line» и других массовых мероприятий.

В декабре 1964 г. был совершен первый пробный рейс на новый аэропорт республиканского значения Большое Савино, теперь именуемый аэропорт «Пермь». Его выполнил на самолете Ил-18 свердловский экипаж. Вместе с ним
прибыла приемочная комиссия для оценки пригодности аэродрома к эксплуатации новых самолетов. На взлетном поле состоялся митинг с участием авиаторов, строителей, представителей общественности Перми.

Большой вклад в строительство Балатово и других микрорайонов внесли китайские рабочие-практиканты. Жили они на улице Качалова в общежитии, которое в обиходной речи именовалось «Шанхаем». Эти деревенские парни получили в Перми профессию, стали высококвалифицированными специалистами. Часть из них вернулись на родину, некоторые навсегда остались на Пермской земле и похоронены на Верхне-Муллинском кладбище, другие, обзаведясь семьями, живут в Перми. Кстати, первая коллективная свадьба пятерых китайских практикантов с русскими девушками состоялась в 1957 г.

В 1950-е гг. главной улицей микрорайона неофициально считалась улица Нефтяников. Здесь находились государственные учреждения, магазины, детские сады, а также Управление треста № 7, строители которого возводили основные промышленные и социально-культурные объекты Балатово. В 1960-е гг. в Балатово появился свой «Бродвей» – участок улицы Мира (от ул. Дениса Давыдова до ул. Одоевского), где в вечернее время прекращалось движение частного транспорта. Летом жители целыми семьями прогуливались по улицам, некоторые выставляли на подоконники или выносили на улицы патефоны. Молодежь танцевала. Во дворах пенсионеры играли в шахматы и домино, дети гоняли мяч. Зимой излюбленным местом отдыха были Черняевский лес и Андроновские горы, принимавшие многочисленных лыжников со всего города.

Дзержинский район г. Перми рос. В его состав входили новые территории, как правило, за счет близлежащих деревень. Район фактически оказался разделенным на две части, граница проходила по опушке Черняевского леса. Чтобы облегчить оперативное управление новыми территориями, были созданы балатовские отделения различных управленческих структур: милиции, конторы «Гастроном», треста столовых и т. д., что неизбежно вело к идее разделения Дзержинского района на два самостоятельных района города.

31 марта 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Индустриальный район г. Перми. В настоящее время в состав Индустриального района входят микрорайоны: Балатово, Нагорный, Свиязева, Верхние Муллы, Первомайский, Хмели, Большое Субботино, Малое Субботино, Осенцы, Казанцево, Бахаревка, Новоплоский, Ераничи, Авиагородок.

Территория района, с учетом происшедших позже изменений, составляет 63,4 кв. км. Его граница с Дзержинским районом на севере проходит вдоль железнодорожной магистрали Пермь – Екатеринбург, на северо-западе – по шоссе Космонавтов, Пионерской автотрассе и далее по просеке в направлении с северо-востока на юго-запад – через Черняевский лес до речки Мулянка. В восточной части Индустриальный район соприкасается со Свердловским районом.

Граница проходит вдоль железнодорожного полотна, ограниченного с одной стороны речкой Данилихой, с другой – улицей Самолетной. С юго-востока, юга и запада Индустриальный район соседствует с Пермским районом, где существующая городская черта совпадает с границей района. 

Вскоре после Указа о создании Индустриального района были сформированы и управленческие структуры нового района: председателем райисполкома был избран А. Г. Уваров, секретарем исполкома – Н. И. Багаева, первым секретарем РК КПСС стал В. А. Петров, первым секретарем РК ВЛКСМ – Н. М. Коваленко, заведующей РОНО – Н. В. Конюхова. Начальником РОВД был назначен Ю. И. Ченчовый, проработавший около года, которого сменил на этом посту капитан милиции В. А. Ельшин. В последующие годы председателями райисполкома были И. И. Корниецкий, Е. А. Медведев, Ф. Г. Шемин. Добрую о себе память оставил председатель райисполкома А. И. Шардаков, ставший первым главой администрации Индустриального района. Тогда, в 1993 г., согласно Указу Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительные комитеты были преобразованы в администрации районов.

Важным событием в истории района и города стало 20 мая 1979 г. – в Перми родился миллионный житель, а областной центр Прикамья стал девятнадцатым городом-миллионером страны. Поэт В. И. Радкевич в посвящении миллионному жителю Перми писал:


Мы глаза невольно проглядели,
Загодя ребенка полюбя…
Покричи, малышка, в колыбели,
Очень долго ждали мы тебя.


Решением специальной комиссии трое новорожденных – одна девочка и два мальчика – получили титул миллионного жителя Перми. Счастливцем из Индустриального района стал Василий, второй ребенок Светланы Витальевны и Виктора Васильевича Маланухиных.

Первым зарегистрированным жителем Индустриального района стала Ольга Владимировна Лапина. Ее родителям в 1972 г. в Индустриальном ЗАГСе вручили свидетельство о рождении ребенка за № 1. Позже она вышла замуж за американца, стала госпожой Ойер, ныне живет в г. Сиэтле (США). По данным 2016 г., население Индустриального района составляет 167 971 человек.

…Район трудится, живет и развивается. У него есть не только уходящее в глубь тысячелетий прошлое, но и прекрасное настоящее и, что важнее всего, у него есть большое будущее…


В. С. Колбас

_______________

57. М. С. Альперович утверждает, что за помощью в ЦК ВЛКСМ руководство ПНПЗ обратилось в 1954 г. Однако известно, что первая группа молодых строителей с комсомольскими путевками прибыла на ПНПЗ в январе 1951 г. См.: Пермский комсомол в цифрах и фактах. [Пермь, 1965]. С. 7. Постановлением ЦК ВЛКСМ № 39 п. 2 от 16 мая 1956 г. строительство ПНПЗ объявлено Всесоюзной ударной стройкой.

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100