«КОСМИЧЕСКИЕ» ПЕЙЗАЖИ А. И. РЕПИНА

К 90-летию со дня рождения

Творчество Александра Ивановича Репина (1925–1997) всегда было связано с природой Прикамья. Почти полвека он отдал искусству, оставив нам в наследство неповторимые пейзажи Урала. Художник запечатлевал и воспевал суровую красоту Урала во всех ее проявлениях – в любое время, в любом состоянии. Верность природе, Уралу, родным прикамским местам - сильнейшая черта творческой личностит А.И. Репина, который всегда был настоящим человеком и настоящим художником. Пройдя через горнило войны, он обрел нескорушимую волю к жизни и беспредельную веру в правду и красоту. Огромный творческий дар позволил этим качествам с невероятной силой воплотиться в Искусстве.

А. И. Репин принадлежит к редкому типу художников-мыслителей, которых волнует не только передача натурных впечатлений, но и воплощение современных представлений о мире – именно в формах пейзажа. Он умел запечатлевать не только облик природы, он провидел самую ее суть – великое и вечное приобщение к Космосу, осмысленную в сугубо личностном плане. Художника всегда привлекали философские идеи «космизма». В своем творчестве он, как представляется, выстраивал «планетарную» концепцию мира, связанную с социальным опытом человека.

О сохранении живой среды писали еще в начале ХХ века. Этой проблеме были посвящены труды русских «космистов» Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и других. «Космические» идеи проникали и в изобразительное искусство. Стоит лишь вспомнить «Новую планету» К. Ф. Юона, как бы разрывающую рамки земного пространства. Затем, при господстве «соцреализма», космические идеи были «отставлены», хотя и не забыты. В Перми идеи «космизма» полнее и ярче всего воплотились в творчестве А. И. Репина.

В центре современных философских проблем – взаимосвязь «природа-культура». В условиях жесткого противопоставления начинает проявляться потенциальный «антагонизм» природы и культуры. Природа мстит за себя, делая проблематичным само существование человека.

Механизмом равновесия природы и культуры, по мнению философов, выступает цивилизация, которая делает все, чтобы эти «противоположности» не могли взаимно уничтожать друг друга, а значит, самих себя и все человечество. Причем, говорят философы, на Земле возможен синтез цивилизаций с разными стадиями социальной эволюции. То есть мы или наши потомки смогут дожить до «планетарного гуманистического общества» не столь отдаленного будущего. Об этом мечтал и А. И. Репин.

Художник строил свои пейзажи как само мироздание. Космичность его мироощущения выразилась в монументальности композиционных решений, в глубинном, «органном» звучании колорита. Причастность земной природы к пространствам Вселенной особенно ощутима в цикле произведений, написанных в условном, геометризованном стиле. Но все эти пейзажи написаны с натуры, в окрестностях Губахи, где художник работал каждую весну и осень на протяжении двадцати с лишним лет.

Художник последовательно шел от «передвижнических» этюдов 1950-х годов к первым обобщениям реальности в 1960–1970-е годы, а затем – к созданию «космологического» пейзажа 1980–1990-х годов. Уже во второй половине 1970-х годов символическая форма пейзажа уподоблена знаку, где живые реальные формы свернуты в некие геометризованные конструкции. Причем это не лишает пейзажи А. И. Репина живописной выразительности и красоты – ведь все они написаны с натуры, в окрестностях Перми, Соликамска, Губахи. С 1980-х годов линии «абстрактного» и «реалистического» пейзажа будут развиваться параллельно.

В начале 1980-х годов А. И. Репин возвращается к картине, но созданной как бы на новом витке развития. Каждый такой пейзаж – своего рода философская концепция бытия. Характерна композиция «Кама весенняя» (1982), где художник обращается к сфероидной перспективе, когда-то открытой Сезанном. Мощный разлив реки, занимающий все пространство пейзажа, «выплескивается» прямо на зрителя, поглощая по пути берега, островки и деревья. Ощущение какого-то вселенского водопада усилено сфероидной массой воды, омывающей, кажется, весь земной шар. А под этой выпуклой толщей воды – таинственное царство с ямами, промоинами, желтоватыми песками на недосягаемом дне.

«Кама весенняя» – одно из высших достижений зрелого мастера. Это и предельно эмоциональный, и очень философичный пейзаж, предваряющий серию «космогонических» пейзажей последнего десятилетия, где земное пространство осмыслено как часть беспредельного Космоса. Во многих таких пейзажах перед нами предстает не только Урал, но вся планета – золотистый шар в космической синеве, плывущий в холодном пространстве Вселенной. Часто такой «шар» – белый, голубой, красноватый – появляется в глубине пустынного «фантастического» пейзажа как некое видение биполярного свойства. Или это Земля, увиденная из далекого Космоса, или это новая, загадочная и еще никем не виданная планета?

Пейзажи А. И. Репина всегда человечны. Они согреты душевным теплом и любовью. Но эти пейзажи всегда и возвышенно-величавы. Нечто грандиозное и великое, еще не познанное и не осмысленное человеком, стоит за прекрасными ликами бытия.

Однако последняя работа художника вновь посвящается уральской природе. Это снова «Кама» (1995–1996), поражающая зрителя своим необозримым простором. Здесь А. И. Репин возвращается и к когда-то запечатленному мотиву, и к панорамному построению, но более емкому, как бы спрессованному, – пространство разворачивается в глубину с нескольких точек зрения. Мы медленно «взлетаем» над панорамой, всё дальше и дальше обозревая окрестности и, кажется, всю земную поверхность.

В этой работе, которую можно назвать «лебединой песней» художника, он достигает высочайшего живописного мастерства. Композиция выверена, взвешенна, возведена в высочайшую степень гармонии. Колорит превращен в драгоценный сплав глубоких цветовых оттенков, создающих ощущение небывалой трагической красоты…

И в этом, и в других пейзажах художник ведет свой вечный диалог со зрителем, задавая ему все тот же вопрос: будет ли жива наша прекрасная, хрупкая, единственная планета?.. Как когда-то академик Вернадский, художник с надеждой обращается в грядущие времена, пробуждает лучшие человеческие свойства, напоминает об ответственности каждого за жизнь на Земле...

О.М. Власова

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв