Музыкальный феномен Пермского края

К 80-летию композитора Александра Павловича Немтина

Прикамье – колыбель талантов. Чувство гордости испытываешь за пермяков, которые прославили наш город нетолько в России, но и за рубежом. Имя Александра Павловича Немтина золотыми буквами вписано в историю отечественной музыки. Среди композиторов второй половины XX века он занимает особое место. Посвятив большую часть своей жизни творчеству А. Скрябина, А. П. Немтин смог сохранить свою авторскую самобытность.

Так распорядилась судьба, что музыка Александра Немтина, к сожалению, оставалась невостребованной в СССР,в отличие от стран Запада. Дочь композитора рассказывает: «Папу исполняли в США, Канаде, Японии, ФРГ, Финляндии, Нидерландах и крайне редко – в СССР. Об этих концертах мы узнавали случайно, в основном из писем американского музыковеда Фобиана Бауэрса, и гонораров за эти исполнения мы также практически не видели. В результате наша семья десятилетиями жила на одну мамину зарплату, очень скромную даже по советским меркам».

Александр Немтин – человек, всецело посвятивший себя музыке. «Всё, происходившее в семье, он воспринималчерез призму своего творчества. Когда я однажды спросила: “Папа, а ты знаешь, сколько мне лет?” – он ответил: “Ты родилась на следующий год после того, как я начал “Действо”, на 137-й странице. Значит, уже, должно быть, девятнадцать”». По рассказам дочери, Немтин был «абсолютно чужд земных забот, погони за славой, чинами и наградами», «не любил бездарей, мнящих себя “чем-то” или “кем-то”», «не любил подхалимства и лицемерия…». Любил, пусть по-своему – тепло и сдержанно, – семью, друзей. А еще он любил, вспоминает дочь композитора, «сосны, потому что они напоминали ему Урал – его родину. Папаочень гордился тем, что на участке дома, который он снимал в конце 1980-х годов в Малаховке, было целых семь сосен. Замечательно, что Новолюберецкое кладбище, где он похоронен, также находитсяв сосновом бору. Очень любил цветы, особенно сирень,и всю жизнь собирал открытки с цветами, так чтов итоге собралась целая коллекция».

Александр Павлович Немтин родился 13 июля 1936 года в Перми (в Мотовилихе). Рядом, по соседству, жил приятель Женька, в будущем известный на весь мир композитор Евгений Крылатов. Вместе они росли, учились, а позднее и закончили одну детскую музыкальную школу. Ирина Петровна Гладкова и Николай Александрович Митрополов – два судьбоносных человека в жизни Немтина. И. П. Гладкова была пианисткой и композитором, автором фортепианногоконцерта. В музыкальном училище она вела гармонию,сольфеджио, историю музыки, класс фортепиано. Под руководством этой чуткой женщины Саша Немтин и Женя Крылатов начали сочинять. Благодаря директору музыкального училища Н. А. Митрополову, Саша Немтин с другом Женей были отправлены в Москву, на смотр молодых композиторов. А после, получив рекомендацию за подписью профессора Юрия Александровича Шапорина, поступили в Московскую консерваторию, в класс композиции Михаила Ивановича Чулаки. Среди абитуриентов, зачисленных вместе с Сашей и Женей на композиторское отделение, были Эдик Лазарев, Алемдар Караманов и Альфред Шнитке.

Можно верить или не верить в судьбу, в удачное стечение обстоятельств, но порой встреча с каким-либо человеком или место встречи могут стать знаковыми, поворотными в твоей судьбе. На мой взгляд, таких счастливыхмгновений в жизни композитора было немало. В частности, в студенческие годы Александр часто посещал Дом-музей Скрябина на улице Вахтангова. Мог ли он знать, чтоэтот музей станет судьбоносным местом, определившимего творчество? Именно здесь он обращает внимание на огромные листы на конторке в кабинете Скрябина, впоследствии ставшие материалом для написания «Предварительного действа». В 1958 году в музее устанавливают синтезатор АНС – первый в истории России электронный инструмент, построенный Евгением Александровичем Мурзиным. В это же время в Доме А. Скрябина открывают студию электроакустической музыки, и Немтин становится ее активным посетителем. Позднее его назовут первооткрывателем электронной музыки в России. При помощи синтезатора АНС он написал ряд электронных произведений. Два из них, «Слезы» и обработка Хоральной прелюдии до мажор И. С. Баха, записаны на пластинку электронной музыки. В 1970 году Александр Немтин, вдохновленный идеямисоздания новой музыки к фильму о Скрябине, вспоминает об огромных листах из кабинета композитора. Это рождает у него мысль о воссоздании «Предварительного действа». Работа над «Действом» продолжалась 26 лет (с 1970 по 1996 год).

Опираясь на страницы черновиков к «Действу» Скрябина, А. Немтин создает свой авторский метод обращения с музыкальным материалом другого композитора. «Отрешение А. П. Немтина от собственного индивидуального стиля и растворение его авторского стиля в стилистике позднего Скрябина» позволяет назвать его метод «метастилистическим, то есть стоящим над индивидуальным стилем, выходящим за границы индивидуального стиля». Благодаря этому уникальному подходу к работе, А. П. Немтин создал «одно из самых грандиозных сочинений симфонической музыки XX века».

За годы творческой жизни А. Немтин создал несколько симфоний для большого симфонического оркестра, симфониетту для струнного оркестра, вокальные циклы на стихи А. Блока, Ш. Петефи для голоса и фортепиано, сонаты, поэмы и детские пьесы для фортепиано, композицию «Голос» для электронного инструмента АНС; написал музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. Работая над музыкой А. Скрябина, А. Немтин восстановил сцены из не оконченной композитором оперы «Кейстут и Бирута», создал одноактный балет «Нюансы» и симфоническую трилогию «Предварительное действо». Александр Павлович Немтин ушел из жизни в феврале 1999 года. В память о композиторе учреждена ежегодная областная премия его имени за особые заслуги в области музыкального искусства.

С 2014 года в Перми проходит Международный конкурс имени Александра Немтина. Первый конкурс состоялсяв октябре 2014 года и собрал сорок девять участников из разных городов России. Благодаря таким конкурсам, имя нашего земляка А. П. Немтина и его творчество становятся известны широкому кругу людей не только за рубежом, но и в России.

Литература

Баталина Г. Музыкальная сенсация Мотовилихи // Звезда.2000. № 24. С. 16.

Ганчикова В. А. Немтин // Сов. музыка. 1987. Авг. С. 120.

Иванова Т. О первом Международном конкурсе имени Александра Немтина / Т. Иванова, А. Бородин // Фортепиано. 2014.№ 3–4. С. 16–18: фот.

Крылатов Е. «Прекрасное далеко – не будь ко мне жестоко!»/ Е. Крылатов, А. Петров // Муз. академия. 2004. № 3. С. 46–47.

Любимов А. О «Предварительном действе» Скрябина – Немтина // Муз. академия. 2005. № 4. С. 143–147.

Машуков И. Е. Метастилистика А. П. Немтина // gcon.pstu.ru

Надеждин Ю. Скрябина любит с детства // Веч. Пермь. 1983.12 окт. С. 3: фот.

Немтина А. Папа: мемуары // Литературный портал Проза.ру

Ровнер А. Александр Немтин – завершитель «Предварительного действа» // Рос. муз. газ. 1999. № 9. С. 2.

Ровнер А. Александр Немтин и Станислав Крейчи – первооткрыватели московской электронной музыки // Муз. академия.2015. № 2. С. 50–54.

Чугунов Ю. «Предварительное действо» на 5-й Тверской-Ямской // Сов. музыка. 1987. Авг. С. 121.

Р. Т. Зыкова

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв