С карандашом и кистью
К 105-летию со дня рождения Екатерины Камшиловой
Она любила то, чему отдала всю свою жизнь - творчество. На ее рисунках, картинах запечатлены улочки, здания Перми, лица людей середины ХХ века.
Екатерина Викторовна Камшилова родилась 2 сентября 1904 года в городе Ирбите Пермской губернии (ныне Свердловской области) в большой и дружной семье Виктора Павловича и Людмилы Константиновны. В семействе Камшиловых росли пять сыновей и дочь Катя. Девочка подрастала в творческой атмосфере, которую сумела пронести через всю жизнь. С детства отец прививал детям любовь к искусству - всей семьей они ставили домашние спектакли, делали инсценировки, для которых сами изготавливали костюмы и декорации66.
В 1912 году семья Камшиловых переехала в Пермь из-за необходимости обучать детей в гимназии. Глава семейства устроился на службу в Казенную палату.
На годы взросления Кати Камшиловой выпали тяжелые испытания: Первая мировая война, революция, Гражданская война.
С 1923 по 1926 годы она училась в Пермском художественном техникуме. Здесь она на всю жизнь приобрела верных друзей: М. И. Кузнецова, В. М. Орешникова, В. А. Оболенского, П. И. Кузьмичева, Т. И. Волкова, Д. Л. Зайдмана и др. Студенческая жизнь в техникуме была насыщена бурной деятельностью, поиском «нового» искусства. Будущие художники, «будхуды», как они себя называли, устраивали инсценировки, пели, читали стихи, дискутировали на различные темы, активно принимали участие в выступлениях революционных деятелей, писателей. Известны воспоминания Екатерины Викторовны о выступлении В. Каменского: «Помню огромный зал, замазанные краской табуреты, огромные палитры для клеевой краски. Стол, покрытый красным кумачом. Ведро воды, ковш. Порхая, влетел Каменский и с ходу начал читать: "Сарынь на кичку! Ядреный лапоть пошел шататься по берегам". Из ковша пил воду. Все было в порядке вещей».
В техникуме Екатерина Викторовна познакомилась со своим будущим мужем - Львом Зиновьевым, с которым в 1926 году, после окончания техникума, уехала в Ленинград. Там она продолжила свое образование в Ленинградской академии художеств на факультете графики, которую закончила в 1930 году с дипломом «инженера-графика». С благодарностью Екатерина Викторовна вспоминала своих педагогов, в особенности, Матвея Генриховича Манизера, Павла Семеновича Наумова, Константина Эдуардовича Линдблата, Дмитрия Исидоровича Митрохина и других.
Получив диплом, Екатерина Викторовна осталась в Ленинграде вместе со своим мужем. Она устроилась на работу в офортную и литографскую мастерскую Е. С. Кругликовой при Ленинградском отделении Союза художников. Долгие десять лет, вплоть до войны, в мастерской, где работала Екатерина Викторовна, оформлялись к революционным праздникам фасады бывшего Строгановского дворца на Невском. Еще до начала Великой Отечественной войны Екатерина Викторовна приняла участие в двух представительных ленинградских выставках - женщин-художниц Ленинграда и выставки Горкома ИЗО.
22 июня 1941 года предполагалось открытие выставки, но началась война и Екатерина Викторовна вынуждена была эвакуироваться вместе с пятилетней дочкой в Пермь. В Ленинграде погибло все имущество, в том числе и ее работы. На этом несчастья художницы не закончились. В начале 1942 года пришло сообщение о гибели мужа, защищавшего Ленинград, на ее попечении остались дочь, мать, племянник, отец которого пропал без вести. У Татьяны Львовны Зиновьевой, дочери Е. Камшиловой, о первых годах в Перми остались тяжелые воспоминания. Бабушку, Людмилу Константиновну, у которой планировалось поселиться, выселили из служебной квартиры. Всех их приютила знакомая, Зоя Андреевна Баландина, в доме по адресу Чердынская, 6 (ныне улица Клименко). Там они и прожили вчетвером в проходной комнате площадью двенадцать квадратных метров вплоть до 1949 года.
Екатерина Викторовна вспоминала: «С осени 1941 года организовалась мастерская агитплаката, где художники Перми и эвакуированные из Москвы, Ленинграда, с Украины, работали над "агитокнами". Н. Н. Серебренников, узнав, что я имею графическое образование, предложил мне работать над литографским плакатом. Помещение, где стояла давно списанная машина, не отапливалось. Зимой замерзала вода. Кое-как починили машину. Печатником был солдат, умевший работать на типографской машине, понемногу он осваивал литографию. Сначала были еще литографские краски и олифа, но скоро и они кончились. Пришлось печатать типографскими красками, которые моментально "засаливали" камень. Тираж в 200-300 экземпляров доставался нам очень тяжело, через каждые 10 экземпляров приходилось камень чистить заново. Мне пришлось работать с известными художниками, такими как Б. В. Иогансон, В. М. Орешников, Ф. И. Дорошевич, В. Г. Одинцов, умеющими рисовать, писать, но не знавшими техники литографии. Тем было совестнее показывать им не всегда качественные оттиски с их работ».
Во время работы в агитмастерской Екатерина Викторовна печатала и свои плакаты, открытки, листовки, календари, портреты героев Великой Отечественной войны и тыла, выполняла агитационно-оформительские работы в парках отдыха, вокзалах, возле заводских проходных. Одним из первых ее плакатов стал плакат, написанный в 1941 году - «Мы смерть врагу несем своим полетом - даешь моторы самолетам». Екатерина Викторовна была одним из немногих в то время художников-литографов.
В 1942 году Екатерину Викторовну приняли в члены Союза художников СССР, а в 1946 году - наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В середине 1940-х годов Екатерина Викторовна приняла участие в выставке «Урал - кузница оружия» (1944) и выставке художественных произведений к конференции АН СССР по изучению производительных сил Молотовской области в 1945 году, на которой была представлена ее работа - много-фигурная графическая композиция «Паровозоремонтный завод».
В послевоенные годы Екатерина Викторовна продолжала работать в агитмастерской. В 1949 году пришла работать в Пермское книжное издательство на должность технического и художественного редактора. Она иллюстрировала книги Л. И. Давыдычева, А. А. Матросова, А. Н. Спешилова, Е. Ф. Трутневой и других. Но более всего, по словам Татьяны Львовны, она любила иллюстрировать книги Евгении Федоровны Трутневой: «Коробок», «У золотого колоса», «Летний день», «Наш дом», «Что в лесу?»
Однако творчество талантливой художницы не ограничивалось только «конвейерной» работой в издательстве. Она любила писать портреты, причем для натуры чаще всего она приглашала знакомых, друзей, родственников, а также детей и просто незнакомых людей, которых встречала на различных мероприятиях. В 1954 году Екатерина Викторовна сделала удачный литографический портрет уральского писателя П. П. Бажова, который не раз выставлялся на различных выставках. За долгую творческую жизнь Екатерина Викторовна написала немало автопортретов, портретов дочери. Еще одной страстью художницы являлась живопись. Она много ездила по Пермской области, часто бывала в Подмосковье, в Рыбинске. Объектами ее натуры были уголки Черняевского леса. Особую любовь художницы вызывала «красавица береза» в разное время года. У Екатерины Викторовны много натюрмортов. Татьяна Львовна вспоминает: «Я помню, как она буквально вспыхивала, когда в доме появлялись красивые цветы или фрукты. Она устанавливала их в наиболее подходящее положение, хватала мольберт, этюдник, выдавливала на палитру краски, и начинался творческий процесс, в результате которого рождались маленькие шедевры».
Екатерина Викторовна занималась и общественной работой, являлась депутатом Свердловского районного совета, работала в комиссиях по народному образованию, быту и благоустройству города, трижды была избрана в состав правления Пермской организации Союза художников РСФСР, много занималась организацией и устройством выставок в городе и области.
Умерла Екатерина Викторовна Камшилова после тяжелой болезни 6 ноября 1986 года. Произведения Е. В. Камшиловой, живопись и графика, хранятся в Пермской (более 100) и Чусовской картинных галереях, в краеведческих музеях Перми и Соликамска, а также в частных коллекциях.
66 Статья подготовлена по документам личного фонда Е. В. Камшиловой./ МУ «Архив города Перми». Ф. 1040.