Зарождение начал гражданского общества

К 140-летию образования Пермского земства

В 2010 году исполняется 140 лет со дня образования Пермского земства. Оно было открыто в 1870 году в ходе земской реформы, проведенной в царствование императора Александра II. В результате реформирования в России были созданы всесословные выборные органы местного самоуправления – земские учреждения.

Правовой базой реформы местного самоуправления стало «Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года (далее – Положение). Согласно Положению земства образовывались для решения местных хозяйственных проблем (строительства больниц, школ, дорог и пр.). Распорядительными органами являлись уездные и губернские земские собрания, исполнительными – избираемые этими собраниями уездные и губернские земские управы. Собрания и управы избирались на три года.

Механизм и общие сроки реализации земской реформы определялись «Высочайше утвержденными Правилами о порядке приведения в действие Положения о земских утверждениях» от 25 мая 1864 года (далее – Правила). По Правилам, процесс формирования органов земского самоуправления включал в себя четыре этапа: 1) подготовительный; 2) выборы гласных (членов) уездных земских собраний; 3) открытие уездных земских собраний и управ; 4) открытие губернских зем ских собраний и управ. Далее в процессе становления си стемы предусматривались первоначальные действия земских управ и упразднение учреждений, обязанности которых передавались земствам.

Введение земских учреждений началось в феврале 1865 года, в этом году земства были образованы в восемнадцати губерниях. В 1866 году открытие земств состоялось в девяти губерниях, в 1867 году земские собрания и управы появились в Вятской и Олонецкой губерниях, в 1869 году земство было образовано в Бессарабской губернии, в 1870 году были открыты земства в Вологодской и Пермской губерниях, в 1875 году земство открыли в Уфимской губернии. Процесс затянулся до начала XX века. По разным причинам земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская и Оренбургская губернии, а также Сибирь, Средняя Азия, Кавказ, Прибалтика, Белоруссия и Правобережная Украина.

Можно предположить, что запоздалое, по сравнению с другими губерниями, открытие Пермского земства было вызвано рядом объективных факторов. Пермская губерния была одной из самых крупных по площади (291 978,9 кв. версты) и численности населения (в 1869 году – 2 198 666 человек). При этом в губернии наблюдалась низкая плотность населения: на квадратную версту в среднем приходилось 7–8 жителей, в то время как по Уралу (Вятская, Пермская, Уфимская и Оренбургская губернии) – 14 человек, а в Европейской части России – 22 человека. В Пермской губернии было мало дворян (в 1858 году – 5,7 тыс., то есть 0,3% всего населения, что в три раза меньше процентной численности дворян в центральных губерниях). Здесь даже дворянские выборы никогда не проводились. Пермская губерния была полирелигиозной и полиэтнической. Если к вышеизложенным фактам добавить, что 4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II, то медлительность правительства относительно введения Пермского земства станет очевидной.

Накануне реформы возникла проблема информирования местного населения о предстоящих нововведениях. Правила предписывали использовать для этой цели губернские ведомости. «Пермские губернские ведомости» (здесь и далее по тексту книги – ПГВ) регулярно доводили до сведения жителей губернии обширную информацию и многочисленные объявления относительно земских дел, поэтому образованная публика была достаточно осведомлена о предстоящей реформе. Однако большинство жителей губернии были неграмотны (по данным на конец 1870 года – 90%). Такая ситуация, характерная для всей России, существенно осложняла реализацию реформы в Пермской губернии.

По указанию министра внутренних дел А. Е. Тимашева в июле 1869 года в Перми под председательством губернатора Б. В. Струве был учрежден особый временный губернский комитет для введения в действие Положения о земских учреждениях. С этого времени в Пермской губернии начался подготовительный этап формирования земских органов. В функции комитета входили: окончательный разбор жалоб и заявлений, утверждение избирательных списков, определение мест и дат избирательных съездов.

По предложению губернатора и распоряжениям Пермского губернского правления, с 22 июля по 5 августа 1869 года открылись двенадцать (по числу уездов губернии) особых временных уездных комиссий по введению земства в уездах губернии. Основной задачей временных уездных комиссий являлось составление избирательных списков уездных землевладельцев и горожан, ведомостей о сельских обществах и предварительное определение места и времени выборов в уездах. Составление в сжатые сроки списков избирателей, разделенных по трем куриям, с учетом имущественного ценза (для первых двух курий), в значительной по территории и численности населения Пермской губернии было трудным делом. Тем не менее эта работа была успешно выполнена с августа по декабрь 1869 года, то есть в течение установленных законом пяти месяцев.

Выборы гласных уездных земских собраний состоялись в феврале – марте 1870 года, также в установленный законом двухмесячный срок. Это были первые выборы в истории Пермской губернии. Они представляли собой пеструю и противоречивую картину. Один из современников отметил, что на тему земской реформы в Пермской губернии «рука какого-нибудь русского Диккенса или Теккерея могла бы написать интереснейший и поучительнейший роман вроде «Ярмарки Тщеславия» или «Записок Пиквикского клуба».

Согласно Положению, выборы гласных уездных земских собраний производились по трем куриям: на съездах уездных землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ. Во время проведения избирательных съездов на страницах ПГВ развернулась полемика о том, с чего Пермское земство должно было начать свою деятельность сверх обязательных предметов: с развития промышленности или с забот об образовании? Общая численность избирателей – 903 715 человек (41% населения губернии). 99,76% избирателей (901 563 человека) составляли ревизские души, то есть крестьяне. Они представляли третью курию и, согласно Положению, избрали 128 гласных. Избиратели по первой и второй куриям составляли 0,07% (661 человек) и 0,17% (1491 человека). Они избрали соответственно 129 и 45 гласных. 61% избирателей первой курии были священно служителями: они компенсировали нехватку дворян. Более 50% городских избирателей были купцами. Таким образом, Пермское земство (как и земства других губерний) изначально формировалось как непропорциональное представительство (избирателей от уездных землевладельцев было примерно в 1364 раза меньше общей численности ревизских душ, но их представляли соответственно 129 и 128 гласных). Следовательно, компромиссная земская избирательная система в условиях поляризованного российского общества (в котором, как и сейчас, не было доминирующего среднего класса) объективно была нацелена на предотвращение реализации нежелательных крайностей (с одной стороны, как монополии ничтожного меньшинства крупных землевладельцев и горнозаводчиков, с другой – всевластия подавляющего большинства необразованных и малоимущих крестьян).

Открытие уездных земских собраний и управ, согласно Правилам, стало третьим этапом земской реформы. Даты открытия первых чрезвычайных уездных земских собраний назначались особым временным губернским комитетом согласно указаниям министра внутренних дел. В Пермской губернии объявление о сроках открытия губернского и уездных земских собраний было опубликовано 25 марта 1870 года. Екатеринбургское, Ирбитское, Соликамское и Шадринское уездные земские собрания предполагалось открыть 1 мая 1870 года; Верхотурское, Камышловское, Красноуфимское и Оханское – 5 мая; Пермское, Кунгурское, Осинское и Чердынское – 10 мая; Пермское губернское земское собрание планировалось открыть 21 июня.

Введение земства в губернии не было рядовым событием. Собрания открывались торжественными богослужениями, провозглашениями многолетия государю и его семейству, напутствиями священников и присягой гласных. Современники запомнили 1 мая 1870 года, «достопамятный… день по введению в действие земских учреждений в одной из отдаленнейших местностей нашей матушки России, и притом день теплый, тихий и ясный, с яркими лучами красного солнышка».

По сравнению с земствами большинства губерний страны, среди уездных гласных Пермской губернии не было четко выраженной поляризации дворяне – крестьяне, спектр представленных сословий и социальных групп был шире: гораздо меньшим было представительство дворян, но существенно больше в состав входило купцов и священнослужителей. Социальный состав уездных земских собраний отражал структуру населения губернии.

Первое чрезвычайное уездное земское собрание каждого уезда определило численность уездной земской управы, расходы на ее содержание, осуществило выборы председателя и членов управы, поставило первоначальные задачи. Были проведены и выборы гласных в губернское земское собрание от каждого уезда. Выборные всесословные уездные земские собрания, по своим основополагающим принципам противоположные духу самодержавия и сословности, торжественно открывались как верноподданнические учреждения. Местные жители долго и активно обсуждали итоги прошедших собраний, причем суд большинства касался личных свойств избранных в управы гласных, норм определенных съездами, окладов жалованья и других расходов. Современники событий ощущали атмосферу подготовки к новой жизни.

Уездные земские управы в Пермской губернии были открыты по распоряжению губернатора Б. В. Струве с 12 мая по 2 июня 1870 года. Согласно Положению, численность уездной земской управы составляла 3–7 человек, включая председателя (по усмотрению уездного собрания). В уездных управах губернии председательствовали купцы (50%), дворяне (33%), крестьяне и сельские обыватели (17%). Среди членов 12 управ были крестьяне (54,2%), купцы (25%), дворяне (12,5%) и мастеровые (8,3%), что также отражает социальный состав губернии (не представлены мещане).

Открытие первого чрезвычайного Пермского губернского земского собрания произошло в Перми в воскресенье 21 июня 1870 года в 12 часов дня в зале дома Благородного собрания. С этого события в Пермской губернии начался четвертый, завершающий, этап формирования органов земского самоуправления. Открытие первого губернского земского собрания стало событием чрезвычайной важности, при этом присутствовали губернатор Б. В. Струве и епископ Пермский и Верхотурский Антоний. Пермский губернатор Бернгард Васильевич Струве, открывая собрание, обратился к нему с речью. Успех земской деятельности в крае губернатор обусловил изучением нужд населения, сформулировав при этом следующие цели: рост благосостояния народа, нравственный прогресс, накопление капиталов, развитие торговли и промышленно сти. Председателем Пермского губернского земского собрания Александр II назначил камер-юнкера Высочайшего двора, коллежского секретаря Андрея Никитича Всеволожского. Следует отметить, что Пермское губернское земство было более демократичным и равномерным, чем в среднем по России.

На заседании 25 июня 1870 года Пермское губернское земское собрание в составе 43 гласных из 52 претендентов избрало председателя губернской земской управы. По закрытой баллотировке шарами Д. Д. Смышляев, выходец из купеческой семьи, потомственный почетный гражданин, публицист и краевед, известный в Перми просвещенный либеральный общественный деятель, получил 35 избирательных и 8 неизбирательных шаров. Д. Д. Смышляев стал первым председателем управы. Затем были избраны члены губернской земской управы: купцы С. И. Сигов и Н. А. Суслин, крестьянин Ф. И. Чернавин и отставной зауряд-хорунжий из башкир Н. Н. Адутов. «Ввиду разрешения всех вопросов, подлежащих обсуждению», 28 июня губернатор Б. В. Струве объявил собрание закрытым. Таким образом, вместо установленного Положением двадцатидневного срока первое чрезвычайное Пермское губернское земское собрание проработало восемь дней.

Торжественное открытие Пермской губернской земской управы произошло 11 августа 1870 года в 12 часов дня. На открытии присутствовали сенатор П. Н. Клушин (бывший в 1854–1855 годах пермским губернатором, а в то время командированный для ревизии Пермской губернии), а также губернатор Б. В. Струве, «представители разных частей управ ления» и множество посетителей. Перед началом молебна к собравшимся обратился с речью гласный губернского земского собрания, уважаемый в пермском обществе священник Г. Остроумов – активный сторонник и пропагандист земской реформы. Он назвал земство государ ственным учреждением, от которого ожидали удовлетворения не сословных привилегий, а нужд всего народа. К присутствующим обратился и первый председатель губернской земской управы Д. Д. Смышляев. Он отметил, что для успешного осуществления земского самоуправления необходимо всестороннее изучение родного края, особенно в экономическом отношении, призвал администрацию губернии и местную интеллигенцию не отказывать земским деятелям в помощи. Сенатор П. Н. Клушин в краткой речи пожелал успехов земскому делу. Формирование органов земского самоуправления в Пермской губернии было завершено.

Открытие в 1870 году Пермского земства, а также земств других губерний, принесло большую пользу народу и способствовало зарождению начал гражданского общества в России на рубеже XIX–XX веков. В этом отношении земский опыт сохраняет свою актуальность и сегодня.

С. Н. Плотников

^Наверх

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв